Очередная смена курса Adam Aircraft

Судьба компании Adam Aircraft за последние годы несколько раз меняла свое направление. Три года назад, летом 2008 года, обанкротившегося производителя купила за 10 млн. долларов США российская компания «Промышленные инвесторы». Тогда еще на рынке присутствовал энтузиазм по поводу перспектив сверхлегких реактивных самолетов (Very Light Jet – VLJ). Российский инвестор предполагал довести до сертификации разработку американских инженеров – семиместный, полностью композитный, бизнес-джет A700. Имея на тот момент портфель на более 320 этих самолетов, при том что окупаемость проекта находилась на уровне 300 поставок, покупка Adam Aircraft выглядела довольно привлекательной.

Однако в активе производителя также находился проект двухмоторного поршневого шестиместного самолета А500. Разработчиком этих двух моделей стал известный авиаконструктор Берт Рутан. Но российская компания не проявила интерес к развитию этого проекта, хотя оба самолета имеют схожую конструкцию, и A500 на тот момент имел сертификат FAA и было произведено 10 машин.

Однако уже менее чем через год, в начале 2009 года, «Промышленные инвесторы» начали искать покупателя на ставший обузой актив. Нагрянувший кризис похоронил планы многих, более опытных, производителей, которые вынашивали планы захвата рынка легких реактивных самолетов. В итоге, весной 2009 российская компания продала все активы бывшего Adam Aircraft новому владельцу — Triton Aerospace. Компания была создана специально под эту покупку. Ее владелец — компания Bayview Edison Industries – является производителем яхт и композитных элементов для самолетов и была основана в 2005 году.

Уже имея опыт работы с композиционными материалами, новый владелец многострадальных разработок планировал переориентировать производство на поршневой A500, вполне резонно рассудив, что на рынке VLJ с несертифицированным самолетом будет практически невозможно занять какую-либо заметную нишу. Слишком много разработок подобных самолетов были сделаны в докризисный период и более сильными конкурентами. PiperJet, Cessna Mustang, Embraer Phenom 300/100, Diamond D-Jet, Cirrus AF-50, Grob SPn (возможно Daher Socata займется его производством) – вот некоторые из будущих конкурентов A700. Конечно, некоторые из них нельзя считать прямыми конкурентами A700, но на сжавшемся рынке легких бизнес джетов любой новый игрок будет отнимать потенциальных покупателей.

Читайте также  DC Aviation покупает ACJ

Новая компания Triton Aerospace была создана в 2009 году для реализации проекта A500. Материнская компания теперь именуется Triton Holdings, которой также принадлежит, кроме Triton Aerospace, компания Bayview Composite. Triton Holdings владеет авиационный инженер Томас Шей (Thomas Hsueh).

Томас Шей уже имеет представление, в каком направлении развивать проект A500. В нынешнем виде этот самолет по мнению владельца не совсем конкурентоспособен в нынешних рыночных условиях. Нынче делать такой, относительно большой самолет на поршневой тяге не актуально. Скорее всего A500 обзаведется турбовинтовым двигателем, одни или двумя. Также, несмотря на использование композитных материалов в конструкции, планируется посадить самолет на «диету». Всё-таки самолет был разработан десять лет назад, и современные технологии шагнули вперед. По словам Томаса Шейя надо сбросить от 800 до 1000 фунтов лишнего веса.

Особенно Томас тяготеет к модификации самолета в одномоторный вариант с толкающим винтом в хвостовой части фюзеляжа. Одной из движущих сил в этом стремлении является желание видеть нос такой же, как у реактивных самолетов. «Я хочу в новом самолете сделать нос как у бизнес-джета. Это очень сексуально смотрится». В настоящее время он ведет переговоры с Pratt and Whitney на предмет подбора двигателя.

Однако наибольшей проблемой может стать организация серийного производства. Если по поводу места разработки и сертификации самолета вопрос уже решенный – все проектные работы будут произведены в США, то вопрос размещения серийного производства пока еще открытый. Томас не хочет переносить производство «за море». Он будет прикладывать все силы, чтобы собирать самолет в Соединенных Штатах. Однако он не исключает того, что всё-таки придется рассматривать другие регионы в качестве места производства.

Читайте также  Cirrus открывает Грецию

И хотя Томас Шей сам родом из Китая, он говорит, что сейчас даже эта страна уже становится дорогой для размещения производства американских самолетов, в том числе и из-за удаленности. Наиболее благоприятным местом для североамериканских авиапроизводителей становится Мексика, в первую очередь из-за дешевой рабочей силы. Кстати, Hawker Beechcraft (потенциальный конкурент A500) и Bombardier уже перенесли часть производства в эту страну. И судя по всему нового производителя ждет та же судьба.

Однако сборка опытных прототипов будет проходить на территории регионального аэропорта Скаджит, который обслуживает Берлингтон и Маунт-Вернон, штат Вашингтон. По ожиданиям конструкторов, в течение двух лет будут построены прототипы самолета. При этом основная аэродинамическая схема самолета останется прежней. Над проектом будут также работать китайские студенты.

Большая часть оригинального оборудования Adam Aircraft пока еще находится в морских контейнерах. Хотя в качестве ориентира выхода первого готового самолета назван срок в два года, график может быть ускорен при привлечении дополнительного финансирования и правильного выбора места производства. По поводу дальнейшей судьбы двух прототипов A700, которые достались компании от предыдущих владельцев, пока никаких мыслей у Triton Aerospace нет. В настоящий момент они находятся в разобранном состоянии и по всей видимости останутся в таком виде в обозримом будущем, если не навсегда. Как сказал Томас Шей, сейчас у меня нет планов продолжить их развитие. Так что я просто пока сохраню эти самолеты где-нибудь, а уже потом приму решение, что делать с ними.

Вот такая судьба была у первой нашей попытки приобщиться к западным авиастроительным технологиям. Может нашей ОАК стоило обратить внимание на этот проект и попытаться внедрить в производство эти самолеты у нас…

Читайте также  Один из операторов американского рынка бизнес-авиации прекратил свою работу

Источник: BizavWeek