Рынок бизнес-джетов: полет вслепую

Cirrus aircraft

Cерьезный спад в мировой экономике, начавшийся в конце 2008 года, привел сектор деловой авиации к стагнации. резкое падение темпов экономического роста негативно отразилось на всем рынке бизнес-авиации — от производителей и поставщиков до авиакомпаний и операторов наземного обслуживания. Говорить о возобновлении роста в краткосрочной перспективе пока не приходится — он напрямую зависит от выздоровления мировой экономической системы, кризис которой продолжает свирепствовать. Однако фундаментальные основы развития рынка деловой авиации остались актуальными и, вероятно, сохранятся в долгосрочной перспективе. Этот фактор вселяет в аналитиков американской консалтинговой компании Teal Group и канадского конгломерата Bombardier надежду на то, что с улучшением экономического климата рост отрасли возобновится.

Прогнозы развития рынка деловой авиации на ближайшие десять лет, представленные Teal Group и Bombardier, главным образом разнятся в выводах: консалтинговая компания серьезно скорректировала прошлогодний прогноз, в то время как у производителя бизнес-джетов по-прежнему преобладают относительно оптимистичные настроения. Согласно традиционно консервативному ежегодному обзору Teal Group, который не принимает в расчет класс бизнес-лайнеров, созданных на основе магистральных пассажирских ВС, и особо легких реактивных самолетов, рекорд 2008 г. по объему и стоимости поставок вряд ли будет превзойден в ближайшие годы. Ричард Абулафиа, ведущий аналитик Teal Group, считает, что главные предпосылки к возобновлению роста рынка деловой авиации — экономический рост и прибыли корпораций — снова станут работать лишь к концу 2010 г. При этом рост поставок бизнес-самолетов начнется не ранее 2012 г., а 2011 г. станет самой глубокой точкой падения рынка: поставки рухнут на 40% по сравнению с 2008 г. С 2012 г. начнется пятилетний цикл восстановления отрасли, который ежегодно будет сопровождаться 10%-ным ростом. Teal Group прогнозирует, что в течение 2009–2018 гг. в мире будет поставлено 12768 самолетов делового класса, включая 9300 бизнес-джетов, общей стоимостью 195,9 млрд долл. В 2008 г., когда глубина надвигающегося кризиса еще не была понятна, Teal Group прогнозировала поставки 18401 бизнес-самолета, включая свыше 14 тыс. бизнес-джетов, общая стоимость которых превысила бы 270 млрд долл.

Согласно прогнозу 2009 г. лидерами рынка станут производители Gulfstream и Bombardier, на долю которых придется 24,8 и 23,2% рынка соответственно. По стоимости поставок за ними последуют Cessna, Dassault, Hawker Beechcraft, Embraer и Honda. Такое распределение рынка не учитывает производство и поставку турбовинтовых самолетов, а также конвертированных региональных реактивных машин и бизнес-лайнеров.

Читайте также  Первый полет "The-Jet"

Традиционно в общий прогноз по поставкам самолетов деловой авиации компания Teal Group не включила недавно зародившейся класс особо легких бизнес-джетов, но озвучила перспективы рынка этих машин. Аналитики компании переоценили данный сегмент, сократив объем прогнозируемых поставок практически на тысячу машин относительно обзора 2008 г.: в период 2009–2018 гг. клиентам будет передано всего 2272 самолета. При этом поставки распределятся исключительно между тремя моделями: Citation Mustang, Phenom 100 и HondaJet. Вероятно, автора прогноза Teal Group смущают не столько перспективы других разработчиков VLJ — в частности, Diamond Aircraft, Cirrus Aviation или Piper Aircraft — сколько потребительская активность в отношении солидного количества моделей особо легких бизнес-джетов.

Несмотря на то что нынешний прогноз Teal Group значительно менее оптимистичен по сравнению с прошлогодним анализом перспектив рынка деловой авиации, он по-прежнему предвещает рост отрасли в течение десяти лет. Основаниями для благоприятных перспектив остаются те же факторы развития, что и в предыдущие годы: мировой экономический рост, высокие прибыли корпораций, увеличение числа частных лиц с крупным капиталом, дальнейшее нарастание процессов глобализации бизнеса. Все эти предпосылки заработают по мере выхода из экономического кризиса.

УМЕРЕННЫЙ СКЕПТИЦИЗМ ИЛИ ВЫМУЧЕННЫЙ ОПТИМИЗМ?

На фоне довольно сдержанного прогноза Teal Group картина, представленная аналитиками Bombardier Aerospace, выглядит заметно оптимистичнее. Несмотря на острое ухудшение экономической конъюнктуры в 2009 г., Bombardier надеется, что производители реактивных самолетов делового класса смогут в ближайшие десять лет увеличить объемы поставок на 75% по сравнению с предыдущим десятилетним периодом. С 2009 по 2018 г. по всему миру будет поставлено 11500 бизнес-джетов, исключая сегмент особо легких реактивных самолетов, общей стоимостью 256 млрд долл. (каталожная стоимость самолетов в 2009 г.). Ожидается, что объем поставок, который в период 2009–2010 гг. упадет до 650 единиц в год, возрастет до 1400 машин ежегодно к концу охватываемого прогнозом периода — к 2018 г. При этом Bombardier прогнозирует, что лавинообразного падения поставок в 2009–2010 гг. не будет. Аналитики связывают это с существующим портфелем заказов у производителей, который поможет им компенсировать сокращение новых заявок и обеспечит загруженность линий производства.

Читайте также  Самые активные авиакомпании на рынке бизнес-перевозок России

Bombardier отмечает, что географически в период 2009–2018 гг. поставки распределятся следующим образом. На долю США, которые выпускают 75% всех бизнес-джетов, придется 5400 машин. Авторы прогноза уверены, что экономика Соединенных Штатов одной из первых выйдет из рецессии. На долю европейского региона, экономическая система которого окрепнет через 12 месяцев после восстановления финансового рынка США, придется 3000 новых реактивных машин делового класса; ближневосточный (включая весь африканский континент) и латиноамериканский парки пополнятся 720 и 710 бизнес-самолетами соответственно. Россия и страны СНГ получат 600 новых бизнес-джетов, в то время как Китай, который покажет наиболее стремительную динамику роста парка самолетов делового класса, приобретет около 300 единиц.

Несмотря на падение темпов экономического роста, снижение числа заказов и негативное общественное мнение, формирующееся вокруг пользователей деловой авиации, в долгосрочной перспективе Bombardier видит солидный потенциал к возобновлению роста отрасли. Аналитики Bombardier вторят Teal Group: фундаментальные основы развития рынка сохранились и начнут действовать с выздоровлением мировой экономики. Однако в отличие от Teal Group специалисты канадской компании, вероятно, иначе оценивают возможные последствия кризиса, который пока крайне негативно отражается на отрасли.

Основаниями для неожиданно оптимистичных выводов, сделанных Bombardier, могут служить две группы факторов. Отчасти энтузиазм Bombardier Aerospace может быть стимулирован профильной деятельностью компании: канадский производитель является одним из ключевых игроков на рынке деловой авиации. Кроме того, опыт кризисов 2001 г. и 2003 г. показывает, что отрасль деловой авиации смогла быстро справиться с негативными последствиями и, начиная с 2004 г., стала показывать ежегодное увеличение числа поставленных самолетов в среднем на 20%. Быстрому восстановлению отрасли тогда способствовал ряд факторов, в частности растущий спрос на рынках за пределами США, в странах с развивающимися и переходными экономиками. Впрочем, в современных условиях, когда из-за глобализации экономики и кризис оказался по-настоящему глобальным, ждать развития по аналогичному сценарию вряд ли приходится. Рынок деловой авиации по-прежнему не достиг дна, а слабые признаки стабилизации (к примеру, незначительный рост летной активности) говорят, скорее, о замедлении темпов падения отрасли, нежели о серьезном изменении ситуации в краткосрочной перспективе. Сниженный в июне прогноз Всемирного банка (ВБ) также не вселяет оптимизма: рост мирового ВПП должен возобновиться не ранее 2010 г. Основываясь на этой оценке, увеличения объема поставок, которые в отличие от заказов реагируют на общеэкономический рост с задержкой около полутора-двух лет, следует ждать не ранее 2012 г. Но в Bombardier уверены в скорейшем выздоровлении рынка и ожидают, что нижняя точка падения поставок придется уже на 2009 г., а их постепенный рост возобновится с 2010 г. При этом, учитывая, что в 2009 и 2010 г. будет поставлено всего 650 машин в год, среднегодовой объем поставок за оставшийся отрезок времени — с 2011 по 2018 гг. — должен будет составить свыше тысячи бизнес-джетов. В предыдущий цикл роста (с 2002 по 2008 г.), который не был отмечен столь глубоким спадом, поставки бизнес-джетов превышали отметку в 1000 машин всего дважды — в 2007 и 2008 г.

Читайте также  Путь в небо от 3 миллионов

Несмотря на тяжелое положение, в котором сейчас находится сектор деловой авиации, прочная основа для развития рынка в долгосрочной перспективе по-прежнему сохраняется. За последнее десятилетие бизнес-авиация окончательно преобразовалась в отдельную самостоятельную отрасль транспорта, а современный кризис — только циклический спад, усиленный тяжелыми потрясениями мировой экономики. Основные предпосылки к росту вновь покажут положительную динамику вместе с выздоровлением мировой финансовой системы, однако восстановиться так же быстро и безболезненно, как и в предыдущие периоды спада, рынку деловой авиации все же вряд ли удастся.

АТО, №101, июль-август 2009, Приложение "Деловая авиация"