Свободный полет

Cirrus aircraft

В ноябре 2010 года Россия готовится открыть небо для частной авиации: пилотам не надо будет получать от властей разрешения на выполнение каждого полета. Вряд ли это решит извечную проблему транспортных пробок, но долететь из одного города в другой станет намного проще.

Находясь в Лос-Анджелесе, генеральный директор компании Cirrus Russia Денис Горбылев должен был попасть на встречу в другом районе города. Его коллега выехал туда на машине, а Горбылев использовал самолет. Хотя он вылетел на полчаса позже, на место коллеги прибыли одновременно.

В США, где насчитывается около 200 тыс. малых самолетов, они давно превратились из предмета роскоши в продвинутый аналог автомобиля. В России число аналогичных самолетов пока не превышает 10 тыс. О том, чтобы облететь, например, московские пробки, можно только мечтать. Если на территории Лос-Анджелеса расположены сразу несколько аэродромов, то в Москве все они вынесены за черту города. Зато частная авиация уже успешно применяется для полетов между российскими городами. Вскоре делать это станет легче.

С 1 ноября 2010 года Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) Минтранса РФ собирается ввести новые правила пользования воздушным пространством. Государственная и частная авиация начнет выполнять полеты не в разрешительном, а в уведомительном порядке. Это значит, что за час до вылета пилоту достаточно будет лишь уведомить наземные службы о своем намерении. Сейчас он обязан подать заявку в Росавиацию и сутки ждать разрешение на взлет. Бывает, ожидание затягивается на срок до трех дней.

Это не страшно, если цель пилота — полетать в свое удовольствие. Но для все большего числа россиян авиация общего назначения превращается из хобби в эффективный рабочий инструмент. К слову, половина покупателей Cirrus в мире — бизнесмены, использующие самолеты для деловых поездок. "Эти люди ценят время,— говорит Денис Горбылев.— Преимущество своего самолета в том и заключается, что, если человеку надо вылететь из Москвы в Петербург в среду, он сделает это в среду. А если он захочет потом проследовать в Мурманск, то ему не придется дожидаться подходящего рейса".

Читайте также  Президент Cirrus Design Алан Клепмиер (Alan Klapmeier) заявил о том, что компания не будет участвовать в торгах Columbia Aircraft, которые назначены на 27 ноября этого года

Для России, у которой удельная протяженность автомобильных и железнодорожных дорог уступает развитым странам в 10-30 раз, вопрос открытого неба особенно актуален.

Премьерский наказ

До сих пор авиаторы по-разному форсировали получение разрешений. У некоторых авиаклубов хорошие отношения с властями, соответственно, их заявки рассматриваются быстрее. Иногда авиаклубы вообще подают заявки за своих членов заранее на все направления, куда те могут захотеть полететь. Новый порядок призван изменить эту избыточную практику.

"Тот факт, что добропорядочные пользователи воздушных судов получат долгожданную свободу, достоин самых лучших эпитетов,— уверен руководитель аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев.— Правда, эйфория от открытия неба может омрачиться тем, что останется много других нерешенных проблем".

Изначально небо над Центральным федеральным округом должно было открыться в тестовом режиме 1 апреля 2010 года. Однако эксперимент продлился буквально пару недель в первую очередь из-за несовершенства правовой базы. Проект затормозил лично премьер-министр РФ Владимир Путин. "У нас народ простой и очень решительный. Как только разрешение получат, все будут летать на метле и на кастрюле, и с этим ничего нельзя будет поделать",— объяснил Путин свое решение. Однако он же дал распоряжение Минтрансу до ноября разработать правила, обеспечивающие безопасность полетов.

Речь идет, в частности, о приведении российских законов в области авиации общего назначения к международным стандартам, о ликвидации устаревших норм и пробелов, которые сейчас дают повод для двояких толкований. По словам заместителя руководителя ФАВТ Александра Ведерникова, серьезные изменения коснутся не только текста правил, но и оценки неэффективного использования воздушного пространства. Наказание за умышленное нарушение правил будет более суровым.

Основной аргумент противников нововведений заключается как раз в том, что с открытием неба резко снизится безопасность полетов. По новым правилам воздушное пространство будет разделено на несколько уровней. Частные пилоты смогут беспрепятственно летать на малых высотах, до 300-400 метров, а вотчиной коммерческих авиакомпаний останется все, что выше. Но ведь даже у самой земли существуют запретные зоны, например над крупными аэропортами, военными и административными объектами.

Читайте также  Сборка прототипов PiperJet и «The Jet» почти завершена

"Радары могут не засечь небольшие самолеты, идущие на низкой высоте. С одной стороны, это хорошо, потому что диспетчеры не будут отвлекаться на них без нужды. Но есть риск, что какой-нибудь самолет внезапно появится в запретной зоне",— рассуждает Олег Пантелеев. Впрочем, научились же справляться с подобными рисками в развитых странах.

Конец партизанства

Вскоре после событий 11 сентября 2001 года Федеральная авиационная администрация США (FAA) сделала сенсационное заявление: за десять лет, с 1992-го по 2002 год, запрет на полеты над Белым домом в Вашингтоне нарушался по меньшей мере 94 раза. Большинство пилотов-нарушителей отделывались письменными предупреждениями или штрафами, меньшими, чем за неправильную парковку автомобиля. Лишь один человек был оштрафован на $1 тыс.

Теракты вынудили американцев ужесточить режим полетов. Пилоты и пассажиры стали проходить более детальную проверку в аэропортах, диспетчерская служба — работать тщательнее, а зоны над объектами государственной важности — патрулироваться военной авиацией. Однако небо осталось по-прежнему открытым. При нынешнем уровне мобильности населения США иначе и быть не могло.

Тем более современные самолеты оснащены надежным оборудованием, способным уберечь добросовестного пилота от нарушения правил. Например, электроника на самолетах американской компании Cirrus Aviation позволяет даже пилотам-любителям выполнять сложные перелеты в условиях ограниченной видимости.

В просторной кабине, напоминающей салон автомобиля представительского класса, установлены два экрана. На одном из них отображается реальный ландшафт, на другом — вид земли сверху. Система Perspective, более продвинутая версия навигатора G1000, обозначает маршрут множеством розовых треугольников — пилоту Cirrus нужно просто следовать указателям. В случае опасной близости земли рельеф окрасится из приятного зеленого цвета в желтый, а затем в красный. Достаточно нажать синюю аварийную кнопку на панели управления, и самолет перейдет в режим автопилота. Он скорректирует курс и поведет самолет ровно и прямо.

Читайте также  11 августа стартует LABACE -2015

В конечном счете открытое небо сулит гораздо больше выгод, чем угроз. Тем более запреты отнюдь не гарантируют безопасность полетов. Напротив, сегодня в России процветает так называемая партизанская авиация. Многие люди летают вообще без лицензий и разрешений, на свой страх и риск, подобно водителям без прав. Введение уведомительного порядка положит конец этой порочной практике. Вдобавок в будущем Росавиация намерена создать единую электронную базу с информацией обо всех частных самолетах, пилотах и их допуске к полетам.

В июле прошлого года на упрощенный порядок совершения полетов перешла Украина. Помимо России в ближайшее время это готовится сделать коммунистический Китай. Таким образом, в мире практически не останется стран, где, прежде чем подняться в небо, частный пилот должен испрашивать разрешение.

Дмитрий Крюков

Источник: Секрет фирмы